понедельник, 15 июня 2015 г.

Всероссийский форум педагогов развивающего обучения. Опыт


Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Продолжаю свое повествование о Всероссийском форуме педагогов развивающего обучения, который проходил в Казани.
Думаю, вы слышали о непростой ситуации, которая сложилась вокруг учебников по системе Занкова: они не включены в Федеральный перечень. Несмотря на это, авторский коллектив продолжает работать, и вскоре в свет выйдут обновленные учебники, выпущенные издательством "АСТ". Разрабатывается новый сайт ФНМЦ им. Л.В.Занкова.
В связи со сложившейся ситуацией мероприятие было нацелено "на выявление и распространение передового педагогического опыта, инновационной практики обеспечения качества образования средствами системы Л.В.Занкова, повышение научного и профессионального уровня педагогов, привлечение внимания педагогической общественности к идеям системы развивающего обучения Л.В.Занкова и опыту ее реализации в условиях действующего ФГОС НОО, повышение престижа системы".
Открыла форум Яковлева Светлана Геннадьевна, директор ФНМЦ им. Л.В.Занкова, директор Объединения профессионалов, содействующих системе Л.В.Занкова, автор и разработчик ФГОС НОО, кандидат педагогических наук, доцент.


Помимо рассказа о том, какой сложный период сейчас переживает система Л.В.Занкова (в отличие от 70-80 годов XX века, когда было ее замалчивание), Светлана Геннадьевна рассказала о планах на будущее, которые будут осуществляться вместе с тем же авторским коллективом.


"Мы решительно настроены на то, чтобы продолжать продвижение системы Л.В.Занкова - одного из немногих научно обоснованных, проверенных опытом сотен учителей и успехами тысяч детей средства превращения обучения в радость," - сказала Светлана Геннадьевна.
Дальше все участники форума разделились на 6 групп. Педагоги каждой приняли участие в мастер-классах, обменялись опытом, изучили стендовые доклады своих коллег.
В нашей группе фрагмент урока окружающего мира по теме "Свойства воздуха" представила Левина Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Непецинская средняя школа Коломенского района Московской области.


О создании "Поэтического цветка" на уроках литературного чтения рассказала Беляева Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ  гимназии № 6 г. Новочебоксарска. Планомерная работа по данной методике позволяет детям без труда составлять отзывы о поэтических произведениях в среднем звене школы.


Так же перед участниками форума выступили методисты ФНМЦ им. Л.В.Занкова с рассказами об особенностях работы по учебникам данного авторского коллектива:
Киричек Наталья Владимировна - о курсе обучения грамоте
Егорченкова Елена Анатольевна - о курсе математики
Селюнина Наталья Владимировна - о курсе "Окружающий мир"
Березина Эльвира Владимировна - о многоплановости словесного художественного образа

Свой рассказ об опыте работы учителей начальных классов МБОУ гимназии № 25 г. Краснодара представила моя коллега - Медведева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР. 


Данная тема освещалась в Блоге Ассоциации участников конкурса "Учитель года города Краснодара" в статье "Развитие контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников".
Надо сказать, что в процессе выступления участников разгорелись споры. Например, во время показа фрагмента урока по русскому языку по теме "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи" учитель предложил составить кластер. 
Мне показалось несколько непродуманным то, что отдельные части кластера обозначены разным цветом, не несущим какой-либо смысловой нагрузки. Например, фразы "самостоятельные части речи", "предлог", "не имеет лексического значения" - на розовом фоне. Аналогично с другими фразами. У ребенка-визуала может выстроиться неверная логическая цепочка. Учитель же пояснил, что это сделано просто для того, чтобы оживить урок и вообще,когда он торопится, то обозначает части кластера кружками, ромбиками, треугольниками - как придется.
Но мы ведь готовим детей к дальнейшему обучению, где будет урок информатики, а там ромб, прямоугольник имеют принципиальное значение как команды алгоритма. Да и кластер - это схема, таблица, порядок, в конце концов.
Не знаю, как ученики, но я абсолютно запуталась и решила для себя принципиально изучить данную методику по составлению кластера. Иначе, получаются какие-то "игруньки" (как точно подметила Татьяна Адольфовна Ваховская).
А вот что меня заинтересовало, так это составление кроссенса. О его создании рассказала Стрельцова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ лицея № 5 г. Воронежа.



Кроссенс называют головоломкой для интеллектуалов. Его придумали летом 2002 года С. Федин и В. Бусленко. Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача читателя или, скорее, наблюдателя - найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Подробнее .
Надо сказать, что над кроссенсом, представленным Анной Викторовной бились мы долго, и лишь с ее помощью удалось его разгадать.
Думаю, в интернет-пространстве вы без труда найдете нужную информацию о кроссенсе и тогда устроим Олимпиаду по его разгадыванию)))
И наконец, встреча с автором курсов обучения грамоте и русского языка Нечаевой Наталией Владимировной. Она рассказала об особенностях курса русского языка в системе Л.В.Занкова.


Эту беседу я записывала на диктофон и попутно фотографировала слайды. Что нового было сказано Наталией Васильевной? Ничего, казалось бы. НО! Но красной нитью в ее выступлении проходила мысль о том, что не хватает научности в методике преподавания учителей (вспомним кластер, не дает он мне теперь покоя...), что забываем об основополагающих принципах дидактики (лекции Татьяны Адольфовны, книги Марка Максимовича Поташника), часто сами не знаем, какие знания нужны в качестве опоры для изучения некоторых тем и т.д.



Эта шпаргалка нужна любому учителю начальных классов при разработке технологической карты урока (к своему большому сожалению, не успела сфотографировать 2-ю часть, но данная таблица есть в методических разработках к урокам, по словам Наталии Васильевны)


Для примера слайд, на котором приведены знания, необходимые для дальнейшего изучения темы "Правописание непроизносимых согласных в корне".


Вопрос: во всех ли учебниках по русскому языку в различных УМК соблюдается этот принцип выстраивания системы знаний? Некоторые из них "на ура" приветствуют учителя...
А вот еще одна шпаргалка при изучении правописания личных окончаний глаголов. "Проверь себя", как говорится. Таким ли алгоритмом пользуются наши выпускники начальной школы?



По окончании встречи участники форума еще долго не отпускали Наталию Васильевну. Она с радостью отвечала на все интересующие вопросы. И конечно же, фото на память.



В завершении форума директор школы Елена Владимировна Глухарёва была награждена благодарственным письмом за активное участие и проведение форума.
Закончилось мероприятие подписанием открытого письма-обращения министру образования Ливанову Д.В. в поддержку системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Продолжение следует...

4 комментария:

  1. Наталия Львовна, очень информативный пост. Давно уже хотела разобраться с методикой составления кластеров, а теперь вот Вы меня заинтересовали кроссенсом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер,Анна Владимировна. Мастер-класс по составлению кроссенса можно "подсмотреть" на сайте Абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года России-2014" Аллы Николаевны Головенькиной.
      Вчера обменивались мнениями с коллегой (она математик), задумались, возможно ли кроссенс использовать на уроках точных наук. Мнения разделились.
      С кластером буду разбираться серьезно)))

      Удалить
    2. Наталия Львовна, а Вы могли бы дать ссылку на публикацию о кроссенсе на сайте Голвеньковой А.Н.?

      Удалить
    3. Конечно,Анна Владимировна, она же есть и в Блоге Ассоциации:
      http://golovenkina.info/articles/show/58

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на большое изображение[/im]
[im]ссылка на маленькое изображение[/im]
Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!