воскресенье, 4 мая 2014 г.

Неделя литературного чтения

Дорогие друзья!
С 5 по 12 мая в начальной школе пройдет предметная неделя литературного чтения. В программе недели: литературная викторина по прочитанным произведениям, олимпиада по литературному чтению среди учащихся 1-4 классов, брейн - ринг "В гостях у сказки", а также конкурс сочинений-рассуждений на тему "Мой любимый герой".

На уроках развития речи мы с вами говорим о видах текстов (повествовании, описании, рассуждении), об их отличительных особенностях, учимся составлять тексты на заданную тему. Текст-рассуждение  – наиболее трудная форма связного текста, так как основана на умении делать выводы, доказывать предположения. Поэтому более подробно остановимся на его особенностях, ведь каждый наверняка хочет достигнуть в конкурсе сочинений лучшего результата.
Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис)  содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд  фактов, примеры. В заключении может делаться вывод.
В начальной школе часто используются два вида рассуждений, разными по содержанию: объяснение и доказательство.
В рассуждении – объяснении излагается объяснение какого – то явления. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? В таком тексте говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.Модель рассуждения – объяснения  выглядит следующим образом: Тезис - Объяснение - Вывод. Приведем пример:
"Меня назвали Марией потому, что во – первых, у меня было две прабабушки с именем Мария, в честь которых решили меня назвать.
Во – вторых, у моей мамы есть любимая русская народная сказка «Марья-искусница». Мама хотела, чтобы и ее дочь стала искусной мастерицей
Вот почему меня назвали Марией." (Маша С.)

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Например, компьютер – наш друг или враг?
Модель текста рассуждения-доказательства строится несколько иначе: Тезис-Доказательство-Вывод
Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. В таких сочинениях можно доказывать истинность выдвинутого положения или доказывать ложность. Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему.Приведем пример:
Компьютер есть в каждом доме. Друг он нам или враг? Все зависит от нас.
С одной стороны, компьютер – друг. Во – первых, в нем собраны развивающие игры, во – вторых,он позволяет выходить в Интернет — источник информации. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями, узнать новости, посетить образовательные сайты, отправить письма.
Но с другой стороны, от долгой работы за компьютером начинают болеть голова, глаза, происходит  переутомление, человек становится раздражительным. 
Так что друг компьютер или враг-зависит от человека. Нужно соблюдать правила работы за компьютером и правильно использовать информацию. (Марк Ш.)

В текстах-рассуждениях используются слова:  во – первых, во – вторых, с одной стороны, с другой стороны. При подведении итога мостиками в соединении частей текста будут слова: таким образом, значит, следовательно, поэтому.
Надеюсь, ваши сочинения, друзья мои, станут замечательным примером текстов-рассуждений! Желаю успешного воплощения творческих идей!

10 комментариев:

  1. Друзья мои!
    Пройден первый тур (классный) олимпиады по литературному чтению. В школьном туре наш класс будут представлять Михайлова Ирина и Захарова Полина. Впереди сложная работа по подготовке. Желаем удачи!

    ОтветитьУдалить
  2. Поздравляю Иру и Полину желаю удачи. От Лурдес.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте Наталья Львовна. Мне помогло написать сочинение рассуждение про Дюймовочку. Спасибо вам. От Лурдес.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй,Лулу!
      С нетерпением жду авторского прочтения сочинения!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталия Львовна! Ваша информация помогла мне написать сочинение рассуждение. Спасибо вам! От Ирины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер,Ирина!
      Очень рада, что ты смогла сделать эту информацию полезной для себя: ведь учитель может только показать КАК, а вот применить знания может ученик. И от этого умения зависит результат. Обязательно прочитаем сочинения вместе.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Наталия Львовна! Мне помогла ваша статья при написании сочинения. Спасибо! От Карине

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй,Карине!
      На уроках мы еще много раз будем возвращаться в текстам - рассуждениям. Так что это только первая ступенька, впереди еще целая лестница успеха!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Наталия Львовна! Вот уже дети Ваши учатся виртуально, читают статьи и применяют знания на практике. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер,Эльвира Ульфатовна!
      Дети у меня молодцы! Впереди коллективное прочтение сочинений-рассуждений. Правда отложим это на неделю.Главное сейчас-Конкурс!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на большое изображение[/im]
[im]ссылка на маленькое изображение[/im]
Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!