воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Великие открытия эпохи Возрождения

Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем разговор об открытиях эпохи Возрождения. На подступах к Новому времени Колумбом была открыта Америка, природа которой поразила европейцев.
Америка объединяет два материка,Северную Америку и Южную Америку, но наш рассказ пойдет о природе Северной Америки.

В ней представлены почти все известные вам природные зоны, расположенные  не только как в Евразии по широтам с севера на юг, но и по меридианам, с востока на запад.
Гигантская горная цепь - Кордильеры- перекрывает путь влажным Тихоокеанским ветрам, дующим с запада. На побережье влаги достаточно, а за горами оказываются ветры, несущие мало влаги. Здесь расположена жаркая пустыня - Долина Смерти.
Это уникальное место как будто магически привязано к цифре 3: оно заключает в себе три тайны – одна удивительнее другой! Но открываются они лишь самым пытливым. Если хотите о них узнать, читайте здесь.
В Америке растут известные нам дуб, клён, берёза, ель, сосна, но есть и деревья, которые свойственны только ей. Например гигантское мамонтово дерево и секвойя, которые живут две-три тысячи лет. Деревья эти могут достигать в высоту около ста метров, а это примерно как 35 этажный дом. Диаметр ствола при этом 10-12 метров. Благодаря колоссальной площади стволов, на срубах поваленных деревьев устраивались даже небольшие кафе и танцплощадки

Растут в Америке также и кактусы. В Мексике, например, кактусы издавна используются в качестве строительного материала, пищи и лекарства. 

Кактусы могут могут накапливать влагу в стеблях. Корни кактусов, которые произрастают на выступах скал и горных склонах, способны достигать почвы, проникая при этом сквозь трещинки в горной породе. А у тех видов, которые растут на плоских равнинах, где почва относительно плодородна - корни далеко уходят в разные стороны, залегая в почве на небольшой глубине в несколько сантиметров. Такое расположение корней позволяет кактусу быстро впитывать большое количество воды в те редкие моменты, когда наступает сезон кратковременных дождей, иной раз наступающего с перерывами в много месяцев, а иногда и лет.
Обитатели животного мира - это медведи гризли, бизоны, дикобразы, пума и ягуар, а также броненосцы.
А вот мустанги, на которых охотились и индейцы, и белые, это одичавшие лошади, которых завезли европейцы. Случалось, что в боях с индейцами лошадь теряла хозяина. Вот от них-то и пошли огромные стада мустангов, которым в прериях было полное раздолье.
Открытия Колумба, Васко да Гаммы и других мореходов расширили представления людей о Земле.Путешествие Магеллана доказало шарообразность Земли, но люди по-прежнему представляли мир как геоцентрическую систему (от греческого гео - земля). Считалось, что центром Вселенной является неподвижная Земля, вокруг нее вращается звёздное небо, планеты, Луна и Солнце. 
В 1543 году вышла книга польского учёного Николая Коперника "Об обращении небесных сфер", которая изменила представление об устройстве Вселенной на геоцентрическое (от греческого Гелиос- Солнце) .
Еще одно открытие эпохи Возрождения - закон всемирного тяготения, открытый известным английским учёным Исааком Ньютоном. Ученый пришел к выводу, что все тела притягиваются друг к другу. Из двух тел бОльшей силой притяжения обладает то, масса которого больше.
Опираясь на закон всемирного тяготения, русский учёный Константин Циолковский в XX веке рассчитал: чтобы ракета вырвалась в космос, она должна обладать скоростью, способной преодолеть земное притяжение. 
В эпоху Возрождения было положено начало микробиологии. Как-то дети голландского мастера по изготовлению очков, играя с линзами для очков, поместили их в медную трубку и увидели на столе вместо пыли крупные "зёрна". Но это была лишь предыстория открытия. Мастера продолжали совершенствовать способы шлифовки линз. В 1673 году голландский мастер Антони ван Левенгук сделал линзы с увеличением более чем в 100 раз. Сквозь эту линзу в капле воды он увидел невероятное: новый мир удивительных организмов. Так было положено начало науке о мельчайших живых организмах, роль которых в жизни человечества очень велика.

В период научных открытий во всех областях знаний создались условия для борьбы с эпидемиями. Английский врач Эдуард Дженнер на основе наблюдений пришел  к выводу, что можно специально привить человеку лёгкую форму болезни, чтобы потом она была уже безопасна для него. Дженнер решился на рискованный опыт с возбудителями оспы, введя их с кровью зараженного в ранку у здорового человека.
Позднее обнаружение возбудителя болезни позволило изобрести вакцину, способную защитить весь мир от эпидемий. В конце 30-х годов XX века русский врач Магдалина Петровна Покровская создала вакцину против чумы.
Сегодня в нашей стране нет ни оспы, ни чумы, от которых умирали люди в Средние века. В этом заслуга микробиологов, врачей и санитарных служб, которые следят, чтобы на территорию России не попадали зараженные животные.
Всем детям в нашей стране делают прививки от таких опасных заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, туберкулёз, корь.
Начало всех перечисленных открытий было положено много веков назад, но и в наше время открытия продолжаются. Возможно, некоторые из них сделаете и вы, ребята.

4 комментария:

  1. Наталия Львовна, отличный материал для "перевернутого урока"! А в классе ребята будут закреплять изученный материал?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Анна Анатольевна. Пытаюсь освоить технологию "Перевернутого урока", но пока я в начале пути.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Наталия Львовна! Читаю пост и словно слышу Ваш голос на уроке. Вот уж действительно - блог - настоящий помощник для таких предметов, как окружающий мир, например. Всегда можно вернуться, обновить знания, прочитать то, чего нет в учебнике. Конечно, это колоссальный труд учителя - выбрать и отсортировать необходимую информацию. Так что - спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Вы правы, блог большой помощник в подготовке к уроку и времени каждый пост требует немало. Но вот мной еще не освоена технология работы над совместной презентацией, которую используете Вы со своими ребятами. Мне есть к чему стремиться!)

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на большое изображение[/im]
[im]ссылка на маленькое изображение[/im]
Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!