О! Если б басни знали все
И исполняли их морали,
Жизнь проходила бы в красе,
Пороков люди бы не знали.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
На уроке литературного чтения мы с ребятами говорили о жанре басни.
Подробно мы знакомились с баснями Эзопа и И.А. Крылова. Домашним заданием для всех ребят стало сочинение басни, в которой обязательно бы читалась мораль.
Конечно, кто-то из ребят проявил усердие и в сочинении произведения, и в его оформлении, описывая не только выдуманные истории, но и случаи из жизни. А кто-то, к сожалению, не захотел раскрыть свой талант писателя или художника в полной мере. Думаю, что у этих ребят самые лучшие сочинения впереди.
Героями детских басен стали лисица и волк, заяц и ослик, барашки и коты, пчела и трутень. Что высмеивали в своих произведениях ребята? Конечно лень, гордыню, ложь, жадность и упрямство.
Вот лишь некоторые выдержки из басен, которые были написаны и в стихотворной, и в прозаической форме:
Нас учат взвешивать все "за" и "против",
Чтоб в жизни сделать выбор понадёжней.
Но если нет решительности в сердце,
То можно осликом остаться навсегда!
("Ослик и морковка")
"Наелись собаки, лежат и рассуждают о всякой всячине: об их службе, о добре и дружбе. Полкан рассуждает о том, как здорово жить с другом в согласии, во всём помогать и всем делиться. Барбос согласен и утверждает, что собаки служат примером дружбы. Тут повар из кухни кинул кость, и собаки бросились на неё. Стали драться, полетели клочья!
Так и у людей: некоторые только говорят о дружбе, а дружить по-настоящему не умеют". ("Собачья дружба")
"Встретились на лесной поляне два охотника. Смотрят, а перед ними глухарь сидит, пёрышки чистит. Стали они спорить, кто из них лучше стреляет, да так расшумелись, что спугнули глухаря. Добыча улетела, а охотники остались ни с чем". ("Охотники")
"На субботнике Серёжа помогать готов был всем!
Он указывал серьёзно, что нам делать и зачем.
...Только толку никакого от Серёжи в этот день:
Говорить он мог часами, а работать ему лень"
("Говорливый субботник")
Мораль у басни смело рвётся в бой,
В борьбе все недостатки опорочит,
Не хочет басня быть лишь бытовой,
Она быть философской тоже хочет.
Чтобы любовь поднять на высоту,
Ведь басня – жанр великого искусства:
Всегда поддержит чувства красоту,
Осудит гневно низменные чувства,
Укажет в жизни лучшие пути,
Зовёт туда, где радостно от света,
Где можно счастье для души найти,
Всегда где ждёт желанная победа,
(источник)
Здравствуйте, Наталия Львовна! А эти выдержки: "Собачья дружба", "Говорливый субботник" - были приведены из сочинений ребят? Тогда это просто литературные шедевры, подмечено очень точно и замечательно рассказано!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна!Там, где указаны названия басен, - строки из сочинений ребят. А вот последнее стихотворение и эпиграф к заметке - это произведения других авторов, о чём и сообщает источник.
ОтветитьУдалитьСогласна, что произведения ребят - удачный первый басенный опыт!
Здравствуйте, Наталия Львовна! Отличный первый басенный опыт! Молодцы просто, ребята! Обязательно прочитаем ваши басни на уроке!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Ребятам удалось самое главное - уловить суть басенного жанра. А ещё проявить творческие способности при выполнении задания.
Удалить